Российский автопарк стареет, а рынок автозапчастей растет. В целом поставщики решили проблемы, вызванные прекращением продаж многих мировых марок, но на рынке увеличивается доля поддельных запчастей.
Российский рынок запчастей для легковых автомобилей демонстрирует динамичный разгон: по оценкам «Автостата», по предварительным итогам 2023 года емкость вторичного рынка автозапчастей (то есть те детали, которые приобретаются для обслуживания уже находящихся в эксплуатации автомобилей) составила около $30 млрд. Из них примерно $23 млрд пришлось на детали для иномарок и $7 млрд на запчасти для автомобилей традиционных российских марок.
По итогам 2018 года, для сравнения, рынок вторичных запчастей оценивался «Автостатом» в $22 млрд ($17 млрд — на детали для иномарок, $5 млрд — на российские бренды). Таким образом, за последние пять лет рынок увеличился на 27%.
Главным фактором роста спроса на автомобильные детали аналитики компании называют старение автопарка, что является следствием сокращения динамики продаж новых автомобилей. Из-за ухода с российского рынка многих мировых автомобильных марок и стремительного подорожания машин автовладельцы откладывают обновление личного транспорта. Таким образом средний возраст автомобилей в России увеличивается. По данным «Автостата», по итогам 2023 года он составил почти 15 лет, тогда как в 2019 году он составлял 13 лет. И чем старше автомобиль, тем больше сервисного обслуживания он требует.
Как перестраивается рынок запчастей
После ухода из России ведущих мировых автопроизводителей, которые помимо самих машин активно продавали и запчасти, российский рынок компонентов оказался в сложном положении. «В 2022 году на рынке автозапчастей был кризис: резко возник дефицит, цены значительно колебались, появились перебои с поставками, а логистические цепочки пришлось перестраивать, — вспоминает Татьяна Овчинникова, директор сети станций технического обслуживания Fit Service. — Но острота вопроса была снята уже к середине 2022 года, и с осени цены начали постепенно стабилизироваться. Рынок поставщиков и производителей автозапчастей быстро отреагировал на запрос, появилось большое количество новых игроков. Крупнейшие дистрибьюторы автозапчастей сформировали новые логистические цепочки».
В 2023 году, отмечают эксперты отрасли, ценовую турбулентность в целом обуздать удалось, но это не значит, что рост цен на автозапчасти полностью остановился. «За 2023 год автозапчасти подорожали на 7–20%. Европейские комплектующие выросли в цене на 25%, а китайские и отечественные — всего на 10%. При этом стоимость свечей зажигания и других расходных материалов увеличилась незначительно — на 3%, а аккумуляторы и тормозные колодки подорожали на 15%», — сообщает пресс-служба автодилера «АвтоСпецЦентр».
«Расходные материалы выросли в цене на 10–25%, больше подорожали кузовные позиции — на 30–50%, причин тут несколько: логистика, курс валют, подорожание запчастей у производителя», — отмечает Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию автодилера «Автодом Алтуфьево».
Согласно подсчету «Автостата», самую крупную долю в структуре вторичного рынка автокомпонентов занимают шины: почти 11% от общей емкости рынка запчастей. На втором месте — детали подвески (более 10% доли рынка), на третьем — масла и эксплуатационные жидкости (8,4%). Также в топ-10 типов автокомпонентов по доле рынка вошли запчасти тормозной системы (6,1%), фильтры (4,7%), рулевого управления (4,4%), электрооборудования (4,1%), трансмиссии (3,9%), кузовные детали (2,9%) и аккумуляторы (2,7%).
Какие запчасти в дефиците
Игроки рынка отмечают, что им удалось справится с дефицитом, оговариваясь, что это утверждение справедливо, если речь идет о деталях автомобиля распространенной марки и модели.
«Дольше всего ждут запчастей владельцы редких автомобилей, причем только в случае заказа неходовой и, как правило, оригинальной запчасти. Только в таком сочетании могут случиться истории, когда ждешь запчасть по несколько месяцев, — рассказывает Татьяна Овчинникова. — Как правило, с проблемами сталкиваются при ремонте сложного узла американских, европейских и китайских брендов авто. Например, на наших станциях долго ждали необходимой запчасти владельцы Buick, Alfa Romeo, FAW Jilin, BAW, а также Porsche, Audi, Mercedes-Benz. Но речь идет именно о редких моделях этих марок».
Как растет доля неоригинальных компонентов и контрафакта
Заметная тенденция на рынке сейчас — это сокращение оригинальных запчастей. Если в лучшие времена их доля на рынке достигала порядка 20%, то сейчас едва дотягивает до 15%, прикидывают эксперты. Связано прежде всего это со стремлением автовладельцев сэкономить: оригинальные запчасти традиционно стоят дороже аналогов. Однако есть и еще одна причина — на российском рынке высока вероятность купить подделку под видом оригинальной запчасти, в то время как неоригинальные автодетали подделываются реже.
«Рынок автомобильных запчастей проходит этап трансформации, — комментирует Никита Колюбаев, руководитель отдела развития и продвижения «GTS Запчасти». — Большая часть крупных мировых брендов покинула его, их заменили дистрибьюторы, которые поставляют автозапчасти по схеме «параллельного импорта». В то же время ввиду отсутствия контроля со стороны официальных представителей наблюдается рост количества подделок и проблемы с гарантийной поддержкой».
«Российский автопром столкнулся с дефицитом оригинальных запчастей: на рынке появилось множество производителей подделок и автозапчастей-дубликатов. В некоторых сегментах они занимают порядка 30% от общего объема комплектующих, — рассказывает Александр Приходько, директор по развитию компании «КарданБаланс». — У многих автомобильных брендов сейчас нет представительства в России, поэтому некоторые запчасти не поставляются напрямую. За предыдущий год каждый четвертый автомеханик сталкивался с ремонтом машин из-за поломки контрафактной детали. Чаще всего подделывают моторные масла, антифризы, колесные диски, фары, подушки безопасности и комплектующие карданных валов».
Как будет развиваться рынок
Чтобы защититься от мошенников, участники рынка советуют сейчас быть особенно внимательными при выборе автомобильных компонентов. «Неспециалисту крайне тяжело отличить оригинал от подделки, — говорит Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат». — Автовладельцам, чтобы избежать покупки подделки или некачественной детали, я настоятельно рекомендую не просто внимательно изучать запчасти (маркировку, упаковку), но и консультироваться с проверенными мастерами».
Но даже несмотря на имеющиеся проблемы, эксперты сходятся во мнении, что российских рынок автозапчастей продолжит рост в связи со сложной ситуацией с продажами новых машин. «В 2024 году рынок автозапчастей в РФ продолжит свой рост, серьезного повышения цен и дефицита не будет, при условии отсутствия новых мощных потрясений, — прогнозирует Алекс Вернер, совладелец Zaufer Autoparts (производство и продажа автозапчастей). — Осложнить ситуацию могут проблемы с транзакциями денежных средств в зарубежных банках, которые опасаются вторичных санкций. Также есть риск, что китайские компании могут остановить отгрузки из-за санкций. В таком случае стоимость запчастей повысится».
Стабилизировать ситуацию на рынке автозапчастей в ближайшее время поможет также наращивание их производства внутри страны. По данным Минэкономразвития России, отечественные производители занимают около 20% общего объема российского рынка автокомпонентов, и сейчас наращивают выпуск таких деталей, как аккумуляторы, шины, свечи зажигания, различные фильтры, масла, щетки стеклоочистителей и другие ходовые расходные материалы. В ближайшем будущем доля российских производителей будет заметно увеличиваться за счет ухода иностранных игроков, — прогнозирует Татьяна Колосунина директор по маркетингу НПК «Автоприбор» (производство автозапчастей). Отечественные производители автокомпонентов, по ее словам, продолжают развиваться и наращивать объемы производства, многие из них уже смогли заменить импортные компоненты: «Это помогает им не только составлять конкуренцию оставшимся на российском рынке иностранным производителям, но и постепенно выходить на международные рынки».